Экспертное мнение о халяль

Отношение потребителей к продукции халяль

Отношение к продукции халяль различных мусульманских групп варьируется в зависимости от природно-географических, социально-экономических и историко-культурных сред. Это видно из исследования, проведенного учеными казанских вузов, а также университета Shahid Bahonar (г. Керман, Иран) среди жителей Казани1.

В целом, религию можно назвать важным фактором популярности халяльной продукции. Однако, не все видят в халяле религиозный подтекст. Так представитель одного из крупнейших российских производителей продукции из мяса птицы считает, что внедрение требуемых стандартом Халяль ручного убоя и обескровливания, позволило повысить качество продукции и сделать ее популярной не только у мусульман, но и у приверженцев здорового питания, независимо от вероисповедания2.

Эту тенденцию подтверждает опрос, проводившийся среди жителей г. Набережные Челны, при котором на вопрос «Что значит для вас слово халяль?» 65 % респондентов ответило, что приобретают соответствующую продукцию, потому что она является натуральным продуктом, 57 % покупают ее, так как на нее дается гарантия качества3.

Если брать во внимание, к примеру, хлебобулочную продукцию с маркировкой «халяль», то результаты исследований показывают, что цена является определяющим фактором спроса. Стоимость продукта и доход покупателя имели большую значимость, в то время как халяльность, хотя и имела положительное влияние, но не являлась определяющим фактором4.

  1. Традиции халяль и харам в культуре питания татар и таджиков (по материалам этносоциологических исследований в Татарстане) / Г. Р. Столярова [и др.] // Исламоведение. – 2018. – Т. 9, No 2. – С. 88. ↩︎
  2. Шарифуллина, Е. А. Говорим халяль, подразумеваем качество / Е. А. Шарифуллина // Комбикорма. – 2015., No 2. – С. 11. ↩︎
  3. Сушкова, Т. В. Исследование отношения потребителей / Т. В. Сушкова // Вестник ПВГУС. Серия Экономика. – 2019., – № 4. – С. 71. ↩︎
  4. Ludiah Oktavia, Taufiq Marwa, Anna Yulianita. Analysis of Factors Affecting Millennial Consumers’ Demand for Halal Bread Products – MIR (Modernization. Innovation. Research) – 2019. ↩︎