Согласно статистике, в современном мире наблюдается две демографические тенденции, которые предполагают, что халяль – это не просто мода. Во-первых, во всем мире мусульманское население с 1990 по 2010 г. росло в среднем ежегодно на 2,2 % и, по прогнозам, будет расти в следующие два десятилетия ежегодно на 1,5 %. Мусульмане, которые 30 лет назад составляли 18 % от населения мира, сейчас составляют 23 % и составят к 2050 г. 30 % от всего населения. Во-вторых, сегодняшние мусульмане более богаты и более образованы, чем их родители и предыдущие поколения. Молодые мусульмане, соответственно, амбициозны, космополитичны и готовы участвовать в культуре потребления. Молодые мусульмане, представляющие 43 % от числа мусульман мира и 11 % мирового населения, являются активными пользователями новых технологий. Этот растущий класс ведет образ жизни, имитирующий западные потребительские привычки с исламским уклоном: модная одежда по нормам шариата, халяльные курорты с разделением по половому признаку, кредитные карты без использования процентов. Задача этой группы состоит в том, чтобы найти потребительские товары, совместимые с их верой1.
Ежегодный оборот мирового производства продукции халяль составляет более 2 трлн. долл. США, а ежегодный прирост – не менее 5 %. Опираясь на прогнозы, основанные на росте численности мусульман, эксперты делают вывод, что к 2025 г. доля халяльной продукции составит не менее 20 % от всей произведенной продукции2.
Согласно данным исследований российского рынка халяльной продукции по итогам 2022 г., прогнозировалось его увеличение на 8 % по сравнению с предыдущим годом. За 5 лет он вырос вдвое – примерно до 1 трлн. руб.3.
Замедлившая рост мировой экономики и туризма, пандемия Covid-19, объявленная ВОЗ в марте 2020 г., не могла не отразиться на рынке продукции и услуг халяль. Вместе с тем, несмотря на неблагоприятные обстоятельства, рынок халяльной продукции продолжил расти. По оценке заместителя директора Департамента международного сотрудничества и развития экспорта продукции Агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства России, в 2022 г. мировой импорт халяльной продукции составил более 30 млрд. долл. США4.
Большим спросом среди населения пользуется мясная продукцию халяль. Но набирает популярность и продукция из растительного сырья. Как считают производители кондитерских изделий, у данного сегмента рынка есть перспективы роста, отметив, что халяльная продукция вызывает доверие покупателя, в первую очередь, как знак качества5.
В то же время, как следует из списка производителей, получивших сертификат Халяль, значительную их часть составляют не связанные с мусульманами предприятия6.
Доказано, что популярность тренда и перспективы развития рынка халяль делают его привлекательным для бизнеса. Сертификация расширяет сферы и формы применения маркетинговых инструментов для продвижения производимой продукции на рынке, одновременно укрепляя имидж производителя. Другими словами, маркировка «халяль» стала использоваться в маркетинговых целях7.
- Elif Izberk-Bilgin A new look at faith-based marketing: The global halal market / I – B Elif, N. C. Cheryl // Business Horizons. – 2016. – Vol. 59, no. 3. – P. 285-292. ↩︎
- Свое фермерство. Халяльная продукция: как произвести, сертифицировать и продать [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://svoefermerstvo.ru/svoemedia/articles/haljal-naja-produkcija-kak-proizvesti-sertificirovat-i-prodat, свободный. – Проверено 11.05.2024. ↩︎
- Российский рынок халяльной и кошерной продукции: итоги 2021 г., прогноз до 2025 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://svoefermerstvo.ru/svoemedia/articles/haljal-naja-produkcija-kak-proizvesti-sertificirovat-i-prodat, https://www.megaresearch.ru/issledovaniya/prodovolstvie-pischevaya-promyshlennost/produkty-pitaniya-v-assortimente/32482, свободный. – Проверено 11.05.2024. ↩︎
- KAZANFIRST. Татарстан поборется за мировой рынок халяль. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://kazanfirst.ru/articles/554653, свободный. – Проверено 11.05.2024. ↩︎
- OHLEBE.ru Халяльная продукция: рынок перспективный, но сложный. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ohlebe.ru/news/135-ne-vse-khalyal-chto-khalyalem-nazyvaetsya, свободный. – Проверено 11.05.2024. ↩︎
- Официальный сайт Комитета по стандарту «Халяль» – Духовного управления мусульман Республики Татарстан. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://halalrt.ru/okomitete/, свободный. – Проверено 11.05.2024. ↩︎
- Рычкова, Н. В. Халяльный маркетинг в поликультурном регионе / Н. В. Рычкова и др. – Регионология. 2018. Т. 26, № 2. С. 278–295. ↩︎